
Приток "свежайшей крови" Наиболее чем наполовину поменяли состав Законодательная дума Хабаровского края, Мурманская областная и Самарская губернская думы. Представительная власть Томской области обновилась на 2/3, основным образом за счет больших предпринимателей и управляющих компаний нефтяной, газовой отраслей, электроэнергетики и транспорта (в том числе "ЮКОС", "Востокгазпром", "Томскэнерго").
В Новосибирской области никому из "героев вчерашних дней", баллотировавшихся в местный парламент, - двум экс-губернаторам, четырем бывшим их замам, трем в прошедшем депутатам Госдумы - не удалось пробиться в число законодателей.
Суровые кадровые перестановки происходят в органах исполнительной власти (Красноярский край, Иркутская область, Республика Коми).
В протяжении 90-х годов формирование местных элит происходило во многом автономно, независимо от федерального Центра. Сейчас политические и экономические процессы в столице оказывают еще наиболее существенное влияние на кристаллизацию новейшего слоя провинциальной элиты.
С политической сцены больших русских областей равномерно уходит поколение управляющих старономенклатурного типа, достигших вершин власти в "эру Ельцина" - период регионального "парада суверенитетов". Сейчас им трудно вписаться в новейшую систему координат и играться по новеньким правилам Кремля.
На передний план выдвигается свежайшая генерация политиков - "управляемых игроков в гольф" - прагматичных, работающих с большей оглядкой на федеральный Центр и полномочных представителей президента. Блицкриг бизнеса Принципиальным катализатором происходящих кадровых перемен снутри местных элит стала масштабная экспансия в регионы больших русских финансово-промышленных групп, которая привела к новенькому переделу принадлежности, изменению направления денежных и сырьевых потоков, оттеснению на 2-ой план доморощенных олигархов.
Так, приход в Иркутскую область поначалу "ЮКОСа" и "Российского алюминия", а потом "МДМ-групп" и ТНК в корне изменил не только лишь экономический, да и политический ландшафт Приангарья.
На местном уровне укоренились неформальные, но довольно влиятельные "партии", к примеру, "ЛУКОЙЛа" либо "Газпрома", деятельность которых подчинена лоббизму в интересах соответственных структур. Их борьба меж собой сейчас по существу описывает динамику политической жизни почти всех русских регионов.
Региональные элиты, миновав фазу обновления, начинают получать все наиболее закрытый нрав.
Почти все местные парламенты преобразуются в элитные директорские клубы, слегка разбавленные выходцами из структур исполнительной власти и главами городских образований.
В их сейчас еще больше представителей среднего бизнеса.
В Законодательном собрании Пермской области самой бессчетной является депутатская группа "Промышленники Прикамья". Из 25 депутатов думы Ставропольского края 13 - директора либо председатели правления больших и средних компаний.
Другими словами законодательные органы власти в регионах - это сейчас конгломерат различных экономических и отраслевых интересов.
Прежние источники рекрутирования элит иссякают. Выходцы из непроизводственной сферы - ректоры и педагоги вузов, руководители СМИ, журналисты, докторы - естественно, на сто процентов не пропали, но их консульство приметно сократилось.
В итоге деятельность областных парламентов становится все наименее социально направленной. Деление региональной элиты на политическую и экономическую получило довольно условный нрав, так как их интересы тесновато переплетены.
Не только лишь на федеральном, да и на местном уровне решение главных денежных и хозяйственных заморочек переместилось в чисто политическую плоскость.
Для деловой элиты стало фактически нереально работать без политического прикрытия в лице губернатора, мэра либо депутатской фракции в законодательном органе.
Масштабы перемещений управляющих больших промышленных и бизнес-структур в органы власти и обратно - того, что на Западе принято именовать эффектом "вращающейся двери", - в ближайшее время приметно возросли.
В итоге недавней масштабной "смены караула" в администрации Иркутской области почти все главные должности в ней заняли люди, которых местные аналитики считают близкими "Альфа-групп" и СУАЛ-холдингу. Обычно, вокруг фигуры губернатора формируется собственный "ближний круг" приближенных и патронируемых им местных бизнес-структур, которые также служат источником пополнения административной элиты.
Формирование новейшего склада ума Опросы, проведенные в ряде сибирских регионов, демонстрируют, что представители местных элит разглядывают федеральный Центр как растущий фактор влияния на политические процессы в провинции.
По мнению наиболее трети профессионалов - в основном это депутаты местных парламентов, руководители финансово-промышленных структур и политические аналитики, - в случае прямого либо даже косвенного вмешательства Москвы баланс политических сил в их крае либо области значительно поменяется.
Около 20% также убеждены, что поменяется, но не так, чтоб помешать впавшему в немилость Кремля губернатору избраться на новейший срок. Обширно всераспространена и таковая точка зрения, что позиция Центра - это быстрее камертон для политических и бизнес-элит, но никак не управление к действию для избирателей.
Суровой линией водораздела снутри региональной элиты стало отношение к проникновению в провинцию федеральных ФПГ. В ряде больших регионов снутри административной элиты сложились два центра влияния - "изоляционисты", направленные на местные промышленные и предпринимательские круги, и "глобалисты", убежденные, что без масштабного вливания столичного капитала возродить местную экономику и наполнить бюджет нереально.
Приход массивных компаний и обученных менеджеров в целом ряде всевозможных случаев привел к оздоровлению социальной обстановки на предприятиях, значимым налоговым поступлениям в областную казну и, следовательно, ликвидации задолженностей по выплате пенсий и зарплаты.
Так, налоговые отчисления ГМК "Норильский никель" на 68% сформировывают бюджет Красноярского края, а налоги "ЮКОСа" практически наполовину заполняют бюджет Томской области.
Совместно с тем посреди региональных элит всераспространена и диаметрально противоположная точка зрения, близкая публичным настроениям, согласно которой столичные магнаты идут в российскую провинцию только как концессионеры, чтоб перевоплотить ее в свои сырьевые придатки, не заботясь о развитии местной индустрии.
Их деятельность "непрозрачна" для власти и общественности, в итоге чего же значимая часть получаемой ими прибыли уходит из региона. Наиболее критически в отношении федеральных ФПГ настроены руководители областных и районных органов исполнительной власти и, что полностью естественно, главы местных компаний и бизнес-структур.
Стабильность и перемены В критериях происходящей трансформации региональные элиты не утратили собственных "наилучших" свойств, которые их обычно отличали, - конформизма, подверженности конъюнктурным колебаниям, выжидательной позиции при появлении разноплановых ситуаций. "Возмутителям спокойствия" посреди местной оппозиции стало еще труднее их "расшевелить", поднять на замену работающей "партии власти".
Внутриэлитные войны на "взаимное ликвидирование" стают достоянием прошедшего.
Ежели конфликты все таки разгораются, то находятся влиятельные силы, способные их удачно гасить не дозволяющие противоборствующим сторонам перебегать допустимую грань.
Все это свидетельства постепенного обретения региональными элитами политической зрелости. А что Вы думаете о этом?