
Белорусско-российский нефтегазовый спор не утихает. Президент Белоруссии сделал ряд громких заявлений.
Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, в свою очередь, заявил, что в переговорах по газовому вопросцу подвижек нет, а Наша родина в любом случае ожидает оплаты долга за поставленное голубое горючее, который превысил $0,5 миллиардов. И возникает закономерный вопросец: готова ли Белоруссия порвать дела с Россией из-за энергоносителей?
Оценка споров меж нашими странами, даже споров о нефти и газе, принуждает зайти на узкий лед политологии.
Белорусский «капиталистический социализм» существует не только лишь благодаря стальной воле и хозяйственной сметке ее президента, да и благодаря Рф. Наша родина — крупнейший торговый партнер Белоруссии, наша страна поставляет дешевенькую нефть и дешевенький газ, также обеспечивает самую большую долю в ранце заказов белорусских компаний.
Хотя в Европе навряд ли найдется наиболее пророссийская страна, чем Белоруссия, но, как и хоть какой получивший независимость осколок большой державы, она вынуждена строить свою идентичность, дистанцируясь от державы-прародительницы.
Потому, ежели незначительно копнуть, находится бережно сохраняемый государством национализм, у которого время от времени подсекают более одичавшие побеги.
Те самые, которые считают Россию историческим противником, себя — частью Великого княжества Литовского, а всех русофобов — своими друзьями. Подобные явления после парада суверенитетов неизбежны.
Но управление Белоруссии удачно избегает лишнего влияния националистов на внутреннюю и внешнюю политику страны. Пока.
К чести белорусского управления, ему удалось сохранить и преувеличить промышленный потенциал страны после развала СССР.
Удалось сыграть на интересах Рф и Запада, с тем чтобы стать неповторимым «советским» островком на постсоветском пространстве.
При всем этом страна, будучи интегрирована в мировую экономику, не могла избежать последствий глобальных экономических кризисов.
Что временами подстегивало к получению доп преференций у Рф. Значимая часть белорусских фурроров зиждется на неизменной подпитке со стороны Рф. Очевидно, наша страна получает свою выгоду. На том и строится взаимовыгодное сотрудничество.
Заметим также, что энергетическая инфраструктура Белоруссии неразрывно связана с Россией.
Как и почти все производственные цепочки. Осознание этого обычного факта понадобится нам для финальных выводов о сложившейся ситуации.
А сейчас, фактически, о ней.
Отношения наших государств временами омрачались громкими нефтегазовыми скандалами.
Один из крайних был в 2010 году. Тогда Белоруссия подала в Экономический трибунал СНГ иск против Рф о вывозных таможенных пошлинах на нефтепродукты, также начала платить за русское голубое горючее меньше контрактной цены.
Долг за газ вырос до $190 млн, и в конце июня 2010 года «Газпром» начал ограничивать поставки. Практически через два дня долг был погашен и поставки возобновились.
В апреле 2011 года иск о пошлинах был отозван, а в конце года газотранспортное предприятие ОАО «Белтрансгаз» стало стопроцентной «дочкой» «Газпрома». Это отдало Белоруссии живые средства и существенную скидку на голубое горючее.
Также гарантию того, что после ввода «Северного потока» и других новейших газотранспортных маршрутов «Газпром» не откажется от белорусского направления — газопровода «Ямал–Европа». Пару лет назад даже велись переговоры с Польшей о том, чтоб расширить мощности газопровода «Ямал–Европа».
Это принесло бы доп средства в казну не только лишь Польши, да и Белоруссии. Однако поляки от доп вложений в свою экономику отказались.
Разногласия, которые мы смотрим меж Белоруссией и Россией сейчас, также проистекают из разной трактовки контрактных критерий поставки газа.
Белоруссия считает, что она обязана платить меньше, на уровне русских цен. Ее логику можно осознать: являясь частью одного экономического места, Белоруссия считает себя несправедливо обделенной, потому что ее потребители обязаны платить за голубое горючее больше, чем русские.
Данный факт понижает конкурентоспособность белорусских компаний по сопоставлению с русскими сотрудниками. Потому справедливой ценой белорусское управление считает цены в приграничных областях Рф плюс транспортные расходы.
При всем этом вроде бы игнорируется тот обычный факт, что действует договор.
Пока по этому договору стоимость на газ, формируемая в зависимости от цены на нефть, была в 2–3 раза ниже, чем в остальных странах Европы, Белоруссию всё устраивало.
Но позже ситуация поменялась, начался мировой кризис, и стоимость на русский газ, хоть и сниженная, устраивать закончила. Начался ценовой спор.
Долг за газ растет. Вновь была поднята тема нефтяных поставок.
Как будто специально, сначала года было объявлено, что в Белоруссии открыли новое месторождение нефти с запасами около 1,7 млн т. Правда, запасы пока не доказаны. Ну и их размер не впечатляет.
Ведь Белоруссия потребляет наиболее 7 млн т нефти в год.
А мощность 1-го лишь Мозырского нефтеперерабатывающего завода составляет 12 млн т нефти в год.
Здесь стоит увидеть еще кое-что о логике белорусского управления.
Да, конкурентоспособность белорусских компаний мучается из-за наименее выгодной цены на газ.
Но близко с нашим Союзным государством размещается образцово-показательный Европейский альянс. Может быть, белорусское управление удивится, но внутренние цены на голубое горючее меж странами ЕС для домохозяйств могут различаться втрое, а для индустрии — в два.
Например, промышленные компании Болгарии платят за газ на 30% меньше, чем промышленные компании Германии.
При всем этом Белоруссия — хороший клиент русских энергоресурсов и надежный деловой партнер.
Трудно винить ее руководство в том, что оно пробует сэкономить $0,5 миллиардов на русском газе. Принципиальным моментом во всей данной истории как раз и является факт, что спор идет из-за цены.
При всем этом вежливо конфликтующие стороны соединены единой энергетической инфраструктурой.
Ежели Белоруссия желает оставаться развитой промышленной державой, она будет обязана брать нефть и газ у Рф, потому что остальных продавцов, у каких есть методы доставки энергоносителей в подходящих Белоруссии размерах и по подходящей стоимости, в мире просто нет.
Перед Белоруссией есть обычный выбор: брать газ по низким ценам у Рф либо по высочайшим — у кого-либо еще. Полагаем, что управление Белоруссии это отлично осознает.
Разрыв отношений с Россией не только лишь не решит делему цены, а только ухудшит ее. Потому тут очевиден лишь взаимовыгодный путь.
И, конечно, на уступки придется пойти всем.
Хотелось бы увидеть, что близко с нами уже есть правительство, управление которого длительное время лавировало меж Россией и Западом.
Оно поддерживало националистов и подавляло пророссийские политические силы. На данный момент это правительство являет собой приятный пример того, к каким результатам ведет таковая многовекторная политика.
С многовекторностью просто заиграться до полной утраты государством жизнеспособности.
Как и с показной независимостью в критериях, когда наши страны жить друг без друга из-за бессчетных экономических связей не могут.
Создатель — заместитель генерального директора Института государственной энергетики : Приостановит ли Польша русский транзит и закончит ли она брать русский газ после 2022 года «Зеленое» яблоко раздора: зачем Рф возобновляемые источники энергии
Что ожидает мировую нефтегазовую ветвь в наступившем году