
1-ый форум прошел в марте 2013 года и собрал рекордное количество первых лиц нефтегазовых компаний и профильных чиновников высшего ранга. Ожидается, что сегодняшний форум по представительности не уступит предыдущему, но будет проходить в совершенно остальных критериях. Полтора года назад, когда проходил 1-ый форум, никто не мог бы и представить, что в отношении русской нефтегазовой индустрии будут введены международные санкции.
Потому кроме обычных вопросцев, таковых как налогообложение и налоговые стимулы для отрасли, в этом году наверное будут рассматриваться вопросцы импортозамещения и расширения сотрудничества с Китаем.
Выключаем Старенькый Свет В конце сентября замглавы Минэнерго Рф Кирилл Молодцов заявил, что повестка грядущего форума «предполагает обсуждение таковых тем, как внутренняя отраслевая политика, расширение присутствия на глобальных рынках и сотрудничество с иностранными компаниями».
Огромное внимание будет уделено техническим вопросцам и технологическим вызовам. «Нефтегазовая отрасль — капиталоемкая, энергоемкая, ресурсоемкая с точки зрения людского потенциала.
Все эти нюансы будут затронуты на форуме»,?
— пообещал Кирилл Молодцов.
Что касается расширения присутствия на глобальных рынках, следует отметить, что еще на прошлом форуме говорилось, что Наша родина не может разобраться, какой энергетической политики держится Европейский союз — основной и наиболее обычный потребитель русских углеводородов. «Мы до этого времени не осознаем, в чем состоит энергополитика ЕС, она не определена и является суммой самого различного рода интересов, которые достаточно быстро меняются»,?
— сетовал курирующий ТЭК вице-премьер Аркадий Дворкович. Он уже тогда отметил, что посреди интересов неких членов ЕС значатся переход на угольную генерацию и импорт сланцевого, не газпромовского газа.
Ну а министр энергетики Рф Александр Новак открыто заявлял, что огромную роль в мировом балансе углеводородов играет уже не Европа, а такие страны, как Китай и Индия. Конкретно на их будут переориентировать поставки страны — производители сырья, в числе которых и Россия.
Вообщем, говоря о поставках, Александр Новак вероятнее всего имел в виду сначала экспорт сжиженного природного газа (СПГ).
Посреди основных направлений развития отрасли глава Минэнерго выделил реализацию больших русских проектов в отношении СПГ, а также разработку и введение технологий для использования сжиженного газа в качестве горючего.
Основной вектор остался прежним: как тогда, так и сейчас правительство настаивает на приоритетном развитии партнерства со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Но на дальнейшем октябрьском форуме дискуссий о СПГ наверное будет все-же меньше.
На днях председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер подтвердил, что компания готова отрешиться от реализации проекта по строительству завода по сжижению газа «Владивосток СПГ» и полностью переориентироваться на поставки в Китай голубого горючего по трубопроводам.
Глава русской газовой монополии отметил, что такое решение «может быть полной альтернативой» поставок СПГ.
Ежели это произойдет, «Газпром» значительно изменит свою Восточную газовую програмку и откажется от планов закрепиться на международном рынке государств — поставщиков СПГ.
Дело, по-видимому, еще и в том, что «Газпром» намеревался применять южноамериканские технологии получения СПГ, а это на данный момент, в условиях санкций, довольно рискованная затея.
Китайский синдром Посреди дискуссионных тем форума — подготовка новейшей редакции Энергетической стратегии Рф до 2035 года (работающая редакция стратегии рассчитана на период до 2030 года).
В проекте «ЭС-2035» посреди различий с предыдущей версией есть таковой пункт: «На фоне длительного торможения спроса на энергоресурсы на рынках обычного присутствия Рф происходит ускорение сдвига мирового спроса на энергию в развивающиеся страны, где присутствие Рф очень ограничено. При всем этом более многообещающим рынком сбыта энергоносителей стают страны АТР».
Вправду, о первоочередной задачке развития партнерства со странами АТР, сначала с Китаем, наверное будет говорить глава Минэнерго Александр Новак 22 октября на первом пленарном заседании форума под заглавием «Ресурсно-инновационный вектор развития ТЭК: сценарии, определяющие будущее». Но, надеемся, не только лишь о поставках СПГ и строительстве в Поднебесную трубопроводов «Сила Сибири» и «Алтай» (сроки, объемы поставок и цена на газ совсем еще не согласованы китайской стороной), но и о совместном разработке инноваторских технологий добычи нефти и газа.
О этом может свидетельствовать последующий факт: накануне нефтегазового форума председатель правительства Рф Дмитрий Медведев и премьер Госсовета Китая Ли Кэцян приняли роль в работе другого форума — «Открытые инновации».
Русский премьер говорил о том, что у обеих государств «колоссальные способности для сотрудничества».
«Доля сверхтехнологичной продукции в торговом обороте применительно к нашей стране — одна из самых больших, хотя, нужно признаться откровенно, с определенным дисбалансом в пользу наших китайских партнеров»,?— отметил Дмитрий Медведев.
Беря во внимание, что КНР поставляет в Россию широкую номенклатуру продуктов для нефтегазодобычи (составляющие для буровых установок, буры и пр.), обсуждение на Государственном нефтегазовом форуме новейших способностей по созданию совместных производств в области нефтегазового машиностроения представляется наиболее чем вероятным.
Трудности наружные, и не лишь Леонид Михельсон, председатель правления газовой компании НОВАТЭК и один из главных спикеров форума, отметил: «В современном, стремительно меняющемся мире в особенности необходимыми являются выработка предстоящей стратегии развития топливно-энергетического комплекса Рф и поиск новейших действенных решений тех заморочек, с которыми приходится сталкиваться всем участникам энергетического рынка. Приоритетным направлением для развития всех частей ТЭКа становится модернизация производства, внедрение технологий разработки трудноизвлекаемых запасов углеводородов, освоение арктических месторождений.
НОВАТЭК, как и другие русские компании, активно работает в арктической зоне, реализуя масштабные проекты». Отметим, что европейские и американские санкции касаются поставок оборудования, девайсов и выполнения работ конкретно на тех направлениях, о которых говорил Леонид Михельсон, а именно — разработки трудноизвлекаемых (сначала сланцевых) запасов углеводородов и освоения арктических месторождений.
Потому «Стратегия-2035» очевидно нуждается в изменениях из-за новейших тенденций на русском и мировом рынках углеводородного сырья. Запретительные деяния по отношению к России со стороны ее западных партнеров вынуждают нашу страну находить других приятелей, которые не будут грозить санкциями и окажутся наиболее прогнозируемыми в долгосрочном плане.
Что все-таки касается внутренних заморочек, в проекте «Стратегии-2035» с некоторой обидой говорится: «Вклад ТЭКа в доходы федерального бюджета возрос до 50%, при этом мотивированным являлся показатель 30% к 2015 году. Таковым образом, зависимость экономики Рф от ТЭКа по ряду главных характеристик за крайние годы приметно возросла.
Отставание в развитии остальных секторов экономики, сначала обрабатывающей индустрии, соединено с сохранением негибкой и несовершенной ценовой и налоговой политики, приводящей к значительному росту цен на энергоносители для конечных потребителей.
Высочайшие цены на топливно-энергетические ресурсы при низкой эффективности их использования понижают конкурентоспособность продукции русских компаний и ложатся бременем на бюджеты всех уровней».
Вообщем, о этом говорилось и на прошедшем форуме. В его итоговой резолюции было написано о «необходимости корректировки Энергетической стратегии Рф на период до 2030 года с пролонгацией до 2035 года», о «устранении административных барьеров и необоснованной денежной нагрузки», о «необходимости формирования стратегических ценностей для топливно-энергетического сектора Русской Федерации с учетом внутренних и внешних вызовов, что дозволит сделать инноваторский и эффективный энергетический сектор страны для обеспечения устойчивого роста экономики, увеличения свойства жизни населения и содействия укреплению внешнеэкономических позиций и о многих остальных дилеммах ведущих отраслей России».
Справедливости ради нельзя огласить, что прошлогоднее мероприятие отсутствовало действенным. К примеру, по его итогам в Госдуму РФ было внесено семь поправок к действующим законодательствам и к Земельному кодексу.
Некие из их были приняты, некие рассматриваются до этого времени.
Видимо, у законодателей есть дела и поважнее, чем поддержка ведущей отрасли страны — добычи и переработки нефти и газа.
Наша справка Государственный нефтегазовый форум организован Министерством энергетики Рф вместе с Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой Рф, Союзом нефтегазопромышленников Рф, Русским газовым обществом.
Миссия форума — формирование всесторонней и достоверной оценки наружных и внутренних вызовов русской нефтегазовой отрасли средством открытой дискуссии фаворитов экспертного представления, увеличение свойства прогнозирования и моделирования сценарных критерий развития отраслей ТЭКа на средне - и долгосрочную перспективу.
Как пишут организаторы мероприятия, посреди вопросцев, обычно обсуждаемых на форуме,?— длительные цели и задачи нефтегазового сектора, развитие рыночной инфраструктуры энергетики, инновации и энергоэффективность в отрасли, анализ фискальной политики, создание конкурентноспособной рыночной среды, улучшение прогнозирования мировой цены углеводородов, международное сотрудничество, внешнеторговая политика, увеличение эффективности переработки сырья, биржевая торговля энергоресурсами и создание прозрачных индикаторов на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов, экологические нормативы, стандарты и промышленная сохранность в энергетике, нефтесервис и нефтегазовое машиностроение.